Масленица

ПРОГРАММА «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

(для детей 3-12 лет)

Широкая Масленица

Действующие лица:

  • Скоморох
  • Весна
  • Зима
  • Гармонист

Праздник начинает Скоморох, собирая детей и взрослых на веселый танец. Неожиданно появляется Зима, которая хочет помешать общему веселью. Скоморох призывает детей помочь ему позвать Весну-Красну зиму лютую прогнать! Скоморох предлагает традиционные народные заклички, а дети повторяют. Появляется Весна. Скоморох предлагает устроить соревнования между Зимой и Весной. Если победит Весна, то время Зиме уходить, а Весне царствовать. Начинаются игры: катание в ростовой лошади, горелки с платочками-солнечными лучиками, обрядовая песня (детский вариант) Выметание зимы из избы, загадки. Зима проиграла, но уходить не хочет. Тогда весна вместе с ребятами зовет Солнышко на помощь. Однако солнышко не появляется. Тут Скоморох достает солнышко из ледяного мешка Зимы. Оказывается Зима специально выкрала солнышко, чтобы Весна никогда не пришла. Солнышко летит по кругу и попадает в руки Весне. Зима понимает, что проиграла и поет детям на прощанье песню. Весна и Скоморох оставляют Зиму до окончания праздника. Скоморох и Весна объявляют дни Маслиничной недели и проводят соревнования между детьми. В конце происходит перетягивание каната, в котором активное участие принимают взрослые. В конце праздника производится традиционное сжигание чучела Масленицы. (По желанию чучело можно просто забросать снежками.) Весь праздник звучат русские народные мелодии в исполнении баяниста.

ПРОГРАММА «АЙ-ДА, МАСЛЕНИЦА!»

(Для детей 3-12 лет)

Ай-да, Масленица

Действующие лица:

  • Скоморох Ероха
  • Скоморох Тимоха
  • Баба Яга
  • Весна-Красна
  • Кукла Петрушка
  • Гармонист

На площади появляются скоморохи – Ероха и Тимоха, которые начинают шутить и разыгрывать друг друга. В веселье активно втягиваются дети. Вдруг Тимоха замечает огромный мешок. Ероха вытаскивает его на середину круга, и из него появляется кукла Петрушка. Петрушка объявляет дни Масленицы и устраивает соревнования между ребятами: чья команда быстрее пробежит в одной галоше. После соревнований Петрушку кто-то хватает за ногу. Из мешка появляется Баба Яга, которая провозглашает указ Матушки-Зимы в этот день веселиться, играть, есть блины и петь песни. После этого поются частушки. Тимоха спрашивает у Бабы Яги, не видела ли она Весну? Баба Яга собирается в дорогу на поиски Весны, а пока скоморохи поют песню о Масленице и проводят соревнования между мальчишками: кто из них быстрее всего пронесет мешки с песком под мышкой. Затем в соревнования вовлекаются девочки. Они должны аккуратно пронести ложки с деревянными яйцами. Нужно, чтобы яичко не выпало из ложки. Появляется Весна-Красна, которая устраивает шумный хоровод, а потом загадывает ребятам загадку о Весне. В конце праздника традиционно происходит перетягивание каната и сжигается чучело Масленицы. (По желанию чучело можно просто забросать снежками.) Весь праздник звучат русские народные мелодии в исполнении баяниста.

Масленица Сенеж

 

Из истории празднования Масленицы.

Ма́сленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Главные традиционные атрибуты народного празднования масленицы в России — блины и гулянья.

В языческие времена празднование Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия (22 марта) и началу нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало, как мазало, то есть то, чем мажут блины. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. В древности блин считался символом солнца, поскольку он, такой же как и солнце: жёлтый, круглый и горячий. Считалось, что вместе с блином человеку передается частичка его тепла и могущества. Смазать блин маслом – значит поднести дар солнцу, задобрить его.

Древнейший славянский праздник Масленица потерял своё сакральное значение и дошёл до наших дней в искаженном виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Сейчас Православная церковь считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к Великому посту. Так происходило со многими праздниками, но Масленица – наиболее яркий пример. Известно, что до XVII века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Однако из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. Церковь, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа, «адаптировала» масленицу для своих целей, сдвинув любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту. Масленица начала праздноваться в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Стало принятым считать, что Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной. Дни масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост. В православном (русском) церковном календаре, период маслиничной недели называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за Неделей (восресным днём) мясопустной. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов). Находясь в зависимости от церковного календаря, Масленица, хотя и знаменует собой проводы зимы, часто приходится на начало февраля, когда еще лежат сугробы и стоят морозы. Традиционно люди, празднуя проводы зимы, закликают весну и лето:

Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону -
И пахать пойду!

Однако все идет своим чередом и раньше марта весна все равно не придет.

Новый год на Руси праздновался в конце зимы вплоть до XIV века. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".

Ни принятие христианства, ни изменение времени новогоднего отсчета не заставили Русь отказаться от любимого праздника - хлебосольного и разгульно-веселого, в котором словно отражалась русская натура, порой не знающая меры и удержу. Об этом мы можем судить по дошедшим до нас свидетельствам современников - отечественных и иностранных. Англичанин С. Коллинс, служивший в середине XVII века врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: "На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе (перед Великим постом - прим. И. Г.) пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем". По рассказам Коллинса, после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. "Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста", - писал Коллинс.

В народе каждый день масленицы имеет свое название. (До XVII века Масленица длилась 14 дней и каждый день имел свое название.)

Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы, и блины испечёны — просим жаловать».

Среда — лакомка или сладкоежка. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.

Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Последний день Масленицы — прощёное воскресенье.

В этот день всем надо было
Друг другу в пояс поклониться
С кем поругался - помириться,
Обиду в сердце не таить,
За боль и слезы всех простить.

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы.

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы, так и в его символических похоронах.

Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).

В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался. Наиболее архаичным является обряд при котором действия участников носят эротическую окраску. Например, в Онежском уезде Архангельской губ. в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов - Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напастий обряд. Они раздевались до гола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях ,,король" праздника иногда произносил положенные ему почину торжественные речи на морозе в полностью обнаженном виде или кривляясь оголял при всех ,,срамные" части тела.

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в сицевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда в котором чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины.